на главную
Левая скобка Безенги - Приэльбрусье.
Горный поход 4 категории сложности
июль 2007 года
Правая скобка

Безенгийская стена. Вид с пика МВТУ, хорошо виден Безенгийский ледник в верхней не зачехленной части.

Отчет о походе, данный в произвольной форме.

Нитка маршрута: р.Думала -- р.Укю -- л.Укю -- пер.Укю (2А*, 3897) -- л.Малый Укю -- пер.Урал (2Б, 3906) -- р.Мижирги -- а/л Безенги -- л.Безенги -- траверс {пер.Спортивной дружбы (2Б*, 4136) - п.МВТУ (1Б Альп, 4294) - пер.Шаурту Вост. (2А, 4100) - пер. Шаурту Зап.(1Б 4080)} суммарно 2Б -- л.Зап. Тютюргу -- р.Тютюр-Су -- т/б Чегем -- р.Башильауз-Су -- т/б Башиль -- р.Джайлык -- л.Джайлык -- пер.Донкина (2Б, 3970) -- р.Куллумколл-Су -- а/л Уллу-Тау -- л.Адыр-Су Зап -- траверс {пер.Оптимальный (2Б, 3754) - в.Гумачи (1Б Альп, 3831) - пер.Гумачи (2А, 3570)} суммарно 2Б -- л.Джанкуат -- р.Адыл-Су -- пос.Эльбрус.

Общее время - 13 дней, из них 3 дня отсидки из-за непогоды, 6 полных ходовых дней и 4 полудневки. Суммарный набор высоты 8550м, суммарный сброс высоты 8150м. Общая протяженность около 140 км.

Поход был задуман как быстрый и максимально насыщенный. В стиле Light&Fast. С собой ничего лишнего, все расписано до грамма. Отправляющиеся в горы вещи строго оценены на предмет своей необходимости. Минимум снаряги, 8-ми миллиметровые основняки, лайтовые палатки, 350-г спальники. Еда вся еще в Москве взвешена и распакована в супер легкие пакетики строго по дням. Рюкзаки всего по 15-17 кг! Более подробно о том, что такое Light&Fast в нашем представлении можно прочитать тут.

Заказ пропусков в приграничные горные долины и заповедники, трансфер до начального пункта похода и газ мы произвели заранее, списавшись с а/л Безенги. Поступать так мы настоятельно советуем всем во избежание непредусмотренной траты денег и времени.

Отваливаем.

21 июня 2007 года 8 членов "Клуба Искателей Приключений" с пивом и воплями загрузились в поезд "Москва - Нальчик". В поезде все было как всегда, душно, жарко. Газа у нас с собой не было, поэтому взятку никому давать не пришлось.

День 1.

Долина реки Черек.
Долина реки Думала. Вид на устьевую ступень из ущелья с дорогой, ведущей к а/л Безенги.

В Нальчике нас ждала машина от а/л. Газель отвезла нас за пропусками и газом в офис, где группу поджидал сюрприз: пропуск оформили только на одну долину р.Черек (которая в Безенгах). А во все остальные долины (см. нитку маршрута) пропусков не было. В 8 утра мы дозвонились до а/л и договорились,что новые пропуска оформят, пока мы будем идти первую часть маршрута, и передадут нам в альплагере. В общем, мы забрали наш газ и с имеющимися пропусками выехали в горы. По дороге орали и веселились, настроение и погода были отличные. Из машины выгрузились после пограничной заставы, густо заросшей коноплей, у места слияния р.Черек Безенгийский и р.Думала на высоте 1430 м. Машина уехала дальше с заброской в а/л, а мы остались допивать пиво на обочине.

Устьевая ступень в начале долины реки Укю.
Тусуемся на обочине. Самое начало похода. Нас выкинули из газели, выдыхаем и осознаем.
Нина. На устьевой ступени реки Думала.

Все! 11 часов утра, мы стартовали! Радостная и довольная группа бодрой рысью устремилась вдоль р.Думала к устьевому взлету. Но тут нас поджидал еще один сюрприз: поперек тропинки стоял забор и сакля из прутиков. Из сакли вылез местный и стал объяснять, что он де "лЪэсник" и ему по этому поводу за вход в заповедник надо срочно заплатить по 1000 рублей с носа (т.е. всего 8000 руб!!!). Это при том, что мы, вроде бы, обо всем договорились с а/л Безенги, а на склонах, в том числе и на территории "заповедника" было полно овец и другого скота. После долгих споров мы решили позвонить Анаеву Али Хусеевичу. Связь там поганая, как неизвестно что... Дозвонились, объяснили что и как и врубили громкую связь. Али Хусеевич пользуется в долине неприрекаемым авторитетом, он некоторое время что-то грозно выговаривал "леснику" на местном наречии, тот скис и пропустил, не получив от нас ни копейки. Мораль: зачем просить по 1000 руб. с носа? Это же просто нереальные деньги! Попросил бы рублей по сто - наверное заплатили бы. Жадность - это зло :)

В долине реки Укю.
В долине реки Укю. Неред этим водопадом мы форсировали р. Думала.

Эх.., а в отчетах за 90-е годы говорилось, что в этом месте гостеприимная семья балкарцев всех проходящих туристов кормила лепешками и поила айраном...

Холм у слияния реки Думала и реки Укю. Мы прошли правее холма, форсировав Укю у его подножия.
Нашествие Мить. Просто прикол... на самом деле их было меньше :)
Форсируем реку Укю. Переправа прошла благополучно, хотя холодно, конечно!

Проскочив мимо сакли в 13.15 мы ломанулись по долине р.Думала вверх, потом свернули направо (по ходу) в долину р.Укю, попутно ее форсировав и сломав при этом рукоять телескопической палки. Часам к 6-ти мы вышли под ледник, стекающий в долину Укю с г.Думала-Тау.

Долина реки Укю. Сидим, отдыхаем. Слишком быстро мы сюда вбежали...
Морена в долине реки Укю. Снимок сделан у поворота долины налево к вершине Думала и леднику Укю.
Устьевая ступень в начале долины реки Укю.

Пришло облако, стало сыро, да и полное отсутствие акклиматизации давало о себе знать. В половине седьмого разбили лагерь, приготовили еду и стали потихонечку разлагаться и тупить, голова тяжелая, прохладно. И тут прилетело ОНО! Из тумана, совсем рядом с нами вылетела птица Рух. Огромная! Крылья метра три (если не больше), клюв как отбойный молоток! Впечатление сильное! На самом деле это был орел Бородач (диагноз верный, т.к. среди нас имеются профессиональные зоологи). Обсуждая появление гиганта и с интересом разглядывая кости крупных парнокопытных, съеденых, видимо, орлом, заваливаемся спать.

Володя. В первом лагере, немного фигеем от горняжки.
Туман. Там где-то пролетела птица Рух.
Лагерь под ледником Укю. Наш первый лагерь. Прибежали, мокро, фигеем :)

Пройдено 17 км, высота 3100м (набрали 1700м).

День 2.

Думала-Тау на рассвете. Вид из первого лагеря под ледником Укю.
Жандарм, освещенный восходящим солнцем. Фотка сделана на рассвет в первом лагере. Было очень красиво.

Встали в семь часов, мороз (просто дубак!), все в облаках. Приготовили еду и стали грустить. А потом, как это часто бывает в горах, облако поднялось и просто исчезло. А вокруг хрустальный воздух и розовые горы, покрытые снегом и подсвеченные восходящим солнцем - красиво, дух захватывает. Быстро собрались и в половину девятого начали бежать в направлении ледника Укю и далее по нему направо под пер.Укю (3900).

Вид на ледник Укю. Впереди в седловине, справа спрятан перевал Укю.
На леднике Укю.

На леднике огромной связкой-восьмеркой петляли по колено (а местами и по развилку) в снегу, обходя многочисленные трещины. Поболтали в трещинах ногами, посмотрели, как сходит лавина, забавно...

На леднике Укю. Пилим наверх. Это простая часть ледника, трещины и тропежка начнутся выше.
Думала-Тау. Вид со взлета перевала Укю.

Если не считать разрушенного скального пояса в самом начале перевального взлета, ничего интересного на подъеме не было. К полудню перевал был взят и довольные собой мы устроили перекус. Пока мы седели на высоте под 4000м успели хорошенько сгореть.

Над скальным поясом перевала Укю. Тропежка пополам с копанием в мокром снегу.
Под седловиной перевала Укю.
Картинка без названия.

Спуск оказался намного короче, чем мы предполагали. Примерно за полчаса мы свалились на выполаживание л.Верхний Укю. Глиссером доехали до пер. Урал. Дальше не пошли, стоянку организовали на правобережной морене, на небольших, но достаточно ровных площадках напротив пика Урал.

Вид на ледник Малый Укю. Метров 30 отошли от седловины перевала Укю. Нам прямо-вниз!
Перевал Урал.
Седловина перевала Укю.

С 2-ух часов дня у нас полудневка. Близость Теплого Угла ощущали кожей - от палящих и многократно переотражающихся лучей солнца спрятаться было негде. Кремы не спасали, так что пришлось грустно сгорать дальше. В результате, солнце основательно поджарило левые половины наших организмов и мы превратились в зомби: половина рожи в коричневых струпьях, между которыми проглядывает розовая кожица.

Валяемся. А сколько человек Вы видите на этой фоторгафии???
Леша. Солнце парит и жарит. Прячемся как можем!!!

Вечер прошел в полном моральном разложении и наблюдении за альпинистами-новичками, которые устраивали ледовую тренировку на взлете пер.Урал. Погода была хорошая, закат очень красивый. Из-за пика Урал вылезла луна. Вобщем было очень хорошо и спокойно.

Теплый Угол. Он там, внизу. Вид со стоянки под перевалом Урал.
Пик Урал.
Наш второй лагерь.

Пройдено 8 км, высота 3460 м (набрали 800, сбросили 440м).

День 3.

Горы на рассвете. Восход очень красиво подкрашивает окружающие вершины.
Начало подъема на перевал Урал. Встали, связались и побежали, пока не растаяло!
Вид с седловины перевала Урал на ледник малый Укю.  Стрелкой показано положение второго лагеря.

Первое, что сделали проснувшись, обильно намазали все обугленные за вчерашний день части тела защитным кремом. Позавтракали и в половине восьмого выдвинулись к пер.Урал (3960). Взлет там вполне приличный, около 500м довольно крутого снега (до 45° и, по описанию, с обильными ледовыми выходами. В общем, шли и думали о том как сейчас будем все это нудно вешать и как же этого не хочется...

Подъем на перевал Урал.
И пошел он крабом. Dr. Zoidberg ходит крабом, дабы всем доказать, что он реальный краб :)
На седловине перевала Урал. Извините нас :( но что было - то было!!!

Какова же была наша радость, когда мы обнаружили, что новички из а/л Безенги за время ледовых тренировок пробили шикарные ступени до самого верха. К тому же, за ночь ступеньки основательно промерзли. УРА!!! Пока не начало таять мы ломанулись наверх. На перевал выскочили за 45 минут. Засунули записку в тур и начали расслабляться.

Митя. На седловине перевала Урал
Евгеша. На седловине перевала Урал, на заднем плане торчит Дыхтау.
Путь спуска с перевала Урал.

Седловина перевала Урал представляет из себя острый снежный нож, совершенно непредназначенный для сидения и установки тура. Поэтому все накапливаются чуть ниже в снежно-ледовой чашке. Из-за зеркально-линзового эффекта солнце там просто страшное. Но нас это не остановило, нам было радостно, день был прекрасный, впереди альплагерь. Подурачившись и попрыгав от счастья, двинулись вниз, в долину р.Мижирги. И по ней до а/л Безенги, где нас ждали пиво и хичины. Кроме того, сильно волновала судьба наших пропусков...

Начало спуска с перевала Урал.
Спускаемся с перевала Урал. Седловина перевала прямо и налево вверх.
КЛЮЧ. Ну и Володя, соответственно. Не подумайте чего, он никого не убил... просто вид имел крайне воинственный :)

По дороге приключилось еще одно интересное событие: Володя нашел в своем рюкзаке КЛЮЧ!!! История эта началась в 2005, в Москве. Мы все сидели и упаковывали продукты в горный поход. Расфасованные пакетики надо было сложить в коробку. Но коробки не было... Двое товарищей вылезли на улицу и стали шарить по помойкам в поисках подходящей тары, но вместо тары нашли два ГИГАНТСКИХ гаечных КЛЮЧА. Такие стальные чушки грамм по 500 каждая. Не долго думая, мы всем скопом отвлекли Володю и аккуратно запихали один из ключей в карман каркаса его рюкзака. Под конец того похода мы триумфально ключ извлекли и продемонстрировали носильщику. Кстати, он (ключ) и по сей день валяется на гребне Куллумколл - ТюТю. Было весело, так что в этом году мы повторили шутку, ключа-то было два...

Пятитысячники Кавказа. Слева направо, г.Мижирги, г Дых-Тау. Потом торчит г.Миссес-Тау, она пониже. Хорошо виден пик Пушкина и т.д.
Спуск с перевала Урал. Практически вышли на тропу, ведущую к альплагерю Безенги. На заднем плане пик Тихонова.
Мижирги и Дых-Тау.

В а/л Безенги мы прибежали к часу дня, здесь закончилось первое походное колечко. Дальше нас ждали 9-10 дней автономки, тяжелые рюкзаки и все прелести жизни. Но расслабиться в а/л никто не запрещал... От жадности мы заказали 40 хичинов и провели остаток дня сидя в местном кафе, поглощая эту зверскую кучу и запивая ее пивом. Одним словом, жизнь удалась.

Гестола. Кусок Безенгийской стены, над Гестолой вовсе не облако, а циклопический фонтан снега. Дует там, наверное, просто страшно!!! Погода портится...

К вечеру на небе стали появляться мерзкие облачка, похожие на циррусы. Как потом выяснилось это, таки, они и были. Над Гестолой в небо поднялся циклопический фонтан снега, вечером и ночью моросило и дуло. Дуло сильно, практически всю душу за ночь выдуло, порвало часть палаток стационарного кемпинга а альплагере.

Пройдено 10 км,высота 2150 (набрали 500, сбросили 1810м).

День 4.

Безенги, разлагаемся.
Утро в Безенгах. Выдвигаемся в направлении стоянок Миссес-Кош. Заливаем вовнутрь последние порции пива :)

После такой ночи встали поздно, часов в девять. Погода была хорошая, правда циррусы так и висели. Влив в себя по паре - тройке кружек пива, двинулись в направлении стоянок Миссес-кош. По набитой, всем известной тропе вдоль л.Безенги подошли к ночевкам у подножья Миссес-Тау.

Перевал Спортивной Дружбы. Вид из Безенгийского ущелья. Хорошо виден верхнний цирк, ледопад и скальный пояс. Завтра нам туда лезть :) Правда доберемся мы только до ледопада.
Миссес-Тау и Дых-Тау. Вид с ночевок Миссескош, Миссес-Тау - правее, ближе и намного ниже. На заднем плане, слева - огромная, покрытая снегом Дых-Тау.
Андрюша ЖЖот.

Оказалось, что по дороге мы, сами того не подозревая, тайно обошли погранцов. Круто они подорвались, когда мы практически на них наступили. Сразу за автоматы похватались и давай догонять и проверять документы. Смешные такие :)

Третий лагерь. Середка Безенгйского ледника, сидим на чехле. Мокро, противно.
Спускаемся на Безенгийский ледник.
И ушел он куда-то вдаль.

Воды вблизи от ночевок не оказалось, поэтому мы спустились на Безенгийский ледник. Погода тем временем испортилась, пошел мелкий дождь и сел туман. Выбрав наиболее пологое место на леднике мы начали строить стоянку, выкладывая плоскими камнями предварительно вырубленную во льду площадку. Занятие довольно противное. Туман сел окончательно и теперь человека, который отошел метров на 30, уже не было видно.

Артем.
Нина.
Андрюша.

Конечно же Володя, отлучившийся из лагеря, видимо, в поисках образцов мха (он бриолог и везде ищет мох), тут же заблудился. После его обнаружения остаток промозглого вечера спорили о плюсах и минусах стиля light&fast - он не подразумивает запаса прочности от непогоды...

Сидим, на Безенгийском леднике. Погода шепчет....
Сквозь облако.

Пройдено 7 км, высота 2250 (набрали 100м).

День 5.

Утро на Безенгийском леднике. Надо ломиться наверх, пока погода дает. Артем уверен в победе и с оптимизмом смотрит в глаза грядущим испытаниям :)
Первая часть подъема под перевал Спортивной Дружбы. Этот кусок лезли по траве :( противно, хочется кошки одеть!
Поднимаемся под перевал Спортивной Дружбы. На заднем плане гора Дыхтау, на переднем - Евгеша.

Утро оказалось хмурым. С восходом солнца несколько подрастянуло, но не полностью. Стартовали в девять часов и начали подъем на борт долины под пер.Спортивной Дружбы. Сначала двигались по ручьевой промоине в конгломератном склоне, потом по неприятным, весьма крутым и скользким травяным склонам.

Дыхтау.
Дых-Тау. На небе цирусы, а ниже мотается какая-то облачно-туманная рвань... выше нас сидит облако :(

В таком режиме набрали метров 450-500. Хорошо, что не было дождя и трава была относительно сухой... По одному из отчетов группа под дождем преодолевала этот травянистый склон в кошках и с инструментами, крутя в траву буры для страховки. Выше, на сыпухах, мы влезли в облако с мелким дождем. Хана, видимость порой до 5-ти (!!!) метров. Ориентировались с трудом - крутой подъем, товарищей не видать. Зато хорошо слышна задорная ругань. Часам к шести вышли к ледопаду под верхним цирком перевала и разбили лагерь. Нам повезло, стоянки оказались хорошие. А погода "шепчет", соседнюю палатку в тумане видно не было.

Супухи на подходах к верхнему цирку перевала Спортивной Дружбы. Когда вылезли выше - погода стала хуже. Пришло облако, стало опять мокро. Лагерь стоял как в молоке.
Четвертый лагерь. Лагерь разбили под ледопадом, выводящим в верхний цирк перевала Спортивной Дружбы. Облако было особенно зверское, шаг в сторону и все, ничего не видать.

В этих условиях наш врач, Володя, решил лечить от кашля ничего не понимающего в лекарствах Васю. Нет бы просто аспирином накормить... а он взял и выдал Васе мочегонного. В результате, благодаря временному медикаментозному недержанию, одной из палаток была обеспечена бессонная ночь... Но нет худа без добра: во время частых выходов в ночных прояснениях больной смог детально разглядеть ледопад и рассказать об увиденом неспящим товарищам :).

Панорама ледопада под верхним цирком перевала Спортивной Дружбы.

Пройдено 7 км, высота 3400 (набрали 1120м).

День 6.

Ледопад в верхнем цирке перевала Спортивной Дружбы. Над ледопадом - верхний цирк перевала Спортивной Дружбы. Виден скальный пояс и проход в нем. Мы прошли правее заполненного снегом кулуара. Верхние 2/3 пояса преодолели "в лоб".
Утро. Собираемся и выходим из лагеря под верхним цирком перевала Спортивной Дружбы.

Утром было ясным - боги на нашей стороне! Около девяти часов выдвинулись к ледовому взлету. Обоходить сбоку ломало, да и камнями постреливало через каждые 40 сек. На ледопаде мы единственный раз за поход повесили свои замечательные и легкие 8-мм веревки и после плутаний среди трещин двумя связками вышли к скальному поясу. Скалы отвесные и обледенелые, но есть простой проход. Правда, он обильно простреливался льдом, так что мы, как партизаны, быстро-быстро бегом пересекли опасную зону и вылезли вверх.

Ледопад в верхнем цирке перевала Спортивной Дружбы. Мастер льда вешает :), при этом обильно посыпая страхующего не слишком мелкими кусками льда!!!
Скальный пояс перевала Спортивной Дружбы. Вид с верхней части ледопада, ограничивающего верхний цирк.
В верхнем цирке перевала Спортивной Дружбы.

Над скальным поясом ждал очередной неприятный сюрприз Вместо 200-м прогулки по пологой сыпухе получили раскисший липкий снег по развилку. Запомнилось, что под самой седловиной наперерез группе, близко-близко, слетанной парой просвистело два камня. Хорошие такие бульники, большие... К часу дня поднялись на седловину (4130), откуда наш путь лежал на п.МВТУ (4300, 1Б альп.).

Скальный пояс перевала Спортивной Дружбы.
На седловине перевала Спортивной Дружбы. На заднем плане справа Дух-Тау, слева вдалеке - г.Крумкол (лопата), затем, еще дальше, и левее пик Тихонова и гора Коштан-Тау.
Подходим к скальному поясу перевала Спортивной Дружбы.

Подъем на вершину - ерунда, простая циклопическая сыпуха, зашли за полчаса. А вот спуск с этой 1Б в направлении перевалов Шаурту мы запомнили надолго...

Володя. Выбредает на вершину пика МВТУ. На заднем плане - Безенгийская Стена. Справа г.Атсыз, видна Гестола. Слева-внизу, в облаке п.Семеновкого.
Безенгийская стена.
вершина Атсыз. Соседняя с МВТУ вершина, между ними перевал Спортивной Дружбы, дальше - перевал Атсыз

Острый, совершенно разрушенный гребень, камни ломаются руками. С обеих сторон пропасть, если что - лететь примерно километр. Страховка только на товарище, а рюкзаки то у нас не как во время альпинистского восхождения, а киллограм под 20! Крались как мышки. В принципе, ничего сложного, но когда камни размером с холодильник срываются вниз от прикосновения, невольно начинаешь нервничать. По этой дряни мы двумя связками фактически на карачках проползли километра полтора.

На спуске с пика МВТУ. Начало гребня, пока идем ногами.
Гребень на спуске с пика МВТУ.
На спуске с пика МВТУ. Крадемся... все разваливается, а падать ОЧЕНЬ не хочется!!!

Перед самым седлом перевала обледеневшая 20-ти метровая разрушенная стеночка. Веревку повесить не на что + над стеночкой груда свободнолежащих глыб. Спускались развязавшись, в противном случае нижнего завалило бы сотнями килограмм породы, которую спускал верхний... Слезаешь и отворачиваешься - страшно смотреть как товарищ лезет... Короче, траверс этот не 1Б альп., как зявлено, а сильная 2А или даже 2Б! Плюс, маршрут объективно опасный и противный донельзя!

На спуске с пика МВТУ. Тут было конкретно скользко... гладкие камни.
На спуске с пика МВТУ. Артем как всегда скачет по камням, своим примером поддерживая боевой дух группы :)
На спуске с пика МВТУ. Пожалуй - это ключ. Аккуратное лазание по сильно разрушенной породе.

К шести часам мы наконец добрались до седловины перевала Шаурту Вост. (4100). Стоянку организовали чуть дальше седловины, часик покопали площадку, потом расширили и выровняли ее, потом попили горячего какао и нас отпустило. Был очень красивый закат, мы увидели Эльбрус, ТюТю, Джайлык и весь дальнейший путь. С перевала Спортивной Дружбы шли живописные ледовые обвалы.

Между перевалами Западный и Восточный Шаурту.
На спуске с пика МВТУ. А вот тут мы развязались... внизу уже видна седловина Шаурту. Слезали практически не дыша... противное место!!!
Седловина перевала Восточный Шаурту. Пятый лагерь, Мы тихо счастливы.

Но мы сидели сверху и нам было пофигу. Уже совсем под вечер к нам пришел нежданный, но очень симпатичный гость. Представьте себе: высота 4 километра, лед и камни, жизни нету никакой. А в 10-ти метрах от палатки скачет горностай! Ест он там, видимо, только залетных насекомых и то, что оставляют туристы.

Эльбрус.
Закат на Шаурту. Страшная каменная лопата слева - гора Тихтенген, вдали виден Эльбрус.

Пройдено 6 км, высота 4100 (набрали 900, сбросили 210м).

День 7.

Пик МВТУ. Вид на вершину с Западного Тютюргу.
Лагерь на перевале Шаурту. Собираемся. На заднем плане пик. МВТУ.

На утро погода стояла, но чувствовалось, что простоит она недолго. Спускаяясь по прошедшей навстречу группы, обнаружили дыры, уводящие в бездонные трещины. Стало некомфортно, трешины были широкие и очень не хотелось в них падать, пусть и на страховку. Кроме того нас, по описанию, возможно, ожидали 8-10 дюльферных веревок в ледопаде на спуске с Шаурту Зап. К счастью, благодаря смекалке нашего руковолдителя мы ледопад просто обошли :)

Пик МВТУ. Вид с ледника Западный Тютюргу
Вася. Он был настоящим упырем... кожа слезала хлопьями.

Уже совсем внизу, в долине р.Тютюр-Су мы долго стучались в двери пограничной заставы прежде чем хранители рубежей нашей Родины вылезли на зов... Проверяли нас долго и упорно, так как мы оказались первой в сезоне группой, а потому подозрительной (и зачем стучались только...).

Валим вниз навстречу Башилю.
Спуск с перевала Шаурту. На заднем плане пик МВТУ.
Ледопад на спуске с перевала Шаурту. Этот ледопад мы удачно обошли. А могли повесить десяток веревок! На заднем плане торчит пик МВТУ.

Потом была бесконечно нудная автомобильная дорога. Вдоль р.Тютюр-Су, до слияния с р.Башиль ( километров 15 вниз) и потом по Башилю наверх, еще километров 7... Задолбались страшно! Короче, примерно к двум часам мы добрались до т/б Башиль.

Митя. Спуск с перевала Шаурту, скоро начнется зеленка.
Гора Цаннер. Вид из долины реки Башильауз-Су. Левее и дальше - гора Ортокара, справа за кадром торчит громадина горы Тихтенген.
Река Башильауз-Су.

В Башиле нас приняли охотно, т.к. лагерь еще не открылся. За 500 рублей со всех дали на выбор любые комнаты, которые нам понравятся. Начальник лагеря оказался мужиком очень дружелюбным и на вопрос "а где тут можно чего нибудь купить" немедленно организовал машину до ближайшего населенного пункта, с условием оплаты бензина. В связи с этим вечером мы сильно напились и наелись. Жизнь удалась в очередной раз!!!

Нина.
Леша.
Андрюша. Опарыш он все-таки :) Но мы его и таким очень любим!!!

Пройдено 23 км, высота 2180 (набрали 150 и сбросили 1970м).

День 8.

Евгесин. На устьевой ступени реки Джайлык.
Вид с устьевой ступени реки Джайлык.
Устьевая ступень реки Джайлык.

Встали поздно. Наскоро поели и в 11 выдвинулись в направлении Джайлыка по долине р.Джайлык-Су к пер.Донкина. Долина невысокая и очень красивая. Чем-то напоминает долину реки Ирик-Чат. Сюда хочется вернуться просто чтобы спокойно побродить, поваляться в траве и просто расслабиться.

Долина реки Джайлык.
Форсируем реку Кенчат.

Бодро бежали наверх часов до четырех. Сначала лесом, потом лугом, потом по морене, под конец на ледник вылезли. К полудню группа начала раскисать, возможно сказывалось напряжение предыдущих дней, а может быть повлияло стремительно понижающееся давление. Погода портилась, мы впадали в уныние. В довершение всего, после одного из привалов, наш руководитель, Артем, сказал, что заболел, поэтому на всех обиделся. Пообещал убить группу камнем и убежал куда-то вдаль.

Морена. На подходах под перевал Донкина и к Джайлыку. На заднем плане Чегем-Баши.
Облом. Слева, там где снег, должны были быть площадки... но там мокрый снег! Облом, блин!!!
Чегем-Баши. Слева от Чегема - перевал Седло Чегема. Вид с ледника Джайлык.

Во второй половине дня нас начала догонять непогода. Небо затянуло, сзади, со стороны долины Башиля, все стало сине-фиолетовое, заворчал гром. Ставили лагерь часов в шесть, у подножья нашего перевала, уже под мелким дождиком и при хорошем ветре. Вечером дождь сменился снегом, села конкретная туча и мы с тяжелым сердцем завалились спать.

Погода портилась. Вид на пройденные Безенги с верхней, чехленой части ледника Джайлык.
Перевал Донкина. Слева - кусок Чегем-Баши, за ним - начало подъема на перевал и отроги Джайлыка.

Пройдено 11 км, высота 3400 (набрали 1220м).

День 9.

Утром погода была хуже, чем вечером. Плотная туча, снегопад, нифига не видно... Мы планировали подняться на пер.Донкина (3970, 2Б), а оттуда уйти траверсом через в.Кичкидар (4320, 2А альп.) на пер.Кичкидар (4200, 2Б), и далее в долину р.Куллумколл-Су и а/л Уллу-Тау. По плохой погоде этого делать очень не хотелось. Решили отсидеться.

Цирк под перевалом Донкина. Седловина перевала расположена слева.
Шестой лагерь под перевалом Донкина.
Погода портится.

Дневочка получилась просто караул! В палатке тесно и плохо, все затекает. Скучно, погулять пойти некуда, постоянно накрапывает, периодически льет. Володя грустил больше всех - мох снегом засыпало. Кончилось все тем, что большую часть времени группа торчала стоймя на здоровом плоском бульнике вокруг кастрюли с очередной, стовосемьдесятпятой, порцией чая. Мы грустно переминались, подобно пингвинам, с ноги на ногу и орали... За день успели пропеть-проорать все песни которые знали, произнести все известные ругательства, процитировать по десять раз все фильмы и мультики, пришедшие в голову. Потом кидали камушки в консервные банки. Руки устали... А день все не кончался...

Тусуемся на камне и орем.
Перевал Донкина. Хорошо просматривается седловина.
Распогодилось. К сожалению такие окошки были редкостью... в основном поливало :( На заднем плане справа налево: пер. Семеновского Юж, пер. Луноход и пер. Плечо Джайлыка.

С едой нам крупно повезло: на соседней стоянке кто-то еще с прошлого года оставил супчики быстрого приготовления, которые уже начали портится. Мы их немедленно назначили съедобными и уничтожили на месте с большим удовольствием. К вечеру мы поняли, что сидеть на месте больше не можем и решили завтра выходить на перевал по-любому.

День 10.

Долгожданное "завтра" погодой не очень порадовало. Все было затянуто низкими облаками, но дождик и снег все же не шли. Мы быстро собрались и вышли около семи часов. И только мы стартовали, как начался мокрый снег с дождем и село облако.

Утро под перевалом Донкина. После отсидки в лагере 6, погода - уже дрянь, а что с ней стало потом...
Идем на перевал Донкина. Снег тоже идет, только на нас. Мокро!!!

Полная Ж, но не поворачивать же тепеь обратно! Подъем на перевал был похож на бултыхание в холодном молоке - мокро и все вокруг белое. Ничего не видать. Здоровый бергшрунд переползли по хорошему мосту, склон перед седловиной протропили по глубоченному снегу, из которого даже вывалиться вниз было нельзя.

Чуть растянуло. И стало виден боковой ледопад на подходах к перевалу Донкина.
Подходим под перевал Донкина. Погода просто капец... вот так вот и шли, неизвестно куда!
Туман приподнялся и чуть растянуло.

С седловины (3970м) видно не было вообще ничего. Ветер валил с ног, кругом мокрая метель. В таких условиях идти траверс Кичкидара показалось нецелесообразным и просто опасным и мы двинули вниз, к а/л Уллу-Тау. Спуск получился даже веселее, чем подъем: мы все связались в 1 связку и повалили вниз по колено в рыхлом мокром снегу. Первый периодически останавливался и смотрел на линию связки, чтобы скорректировать направление движения. Это был единственный ориентир в этом молоке, больше ничего видно не было. Для определения уклона приходилось ногой постоянно спихивать кусочки снега, чтобы хоть как-то отделить поверхность под ногами от воздуха.

Перелезаем бергшрунт под перевалом Донкина. По описанию он был страшный и открытый, а на деле забит пробкой, правда весьма паршивой :)
Последний рывок. По глубокому и крутому (до 35-40&deg) снегу лезем на седловину перевала Донкина.
Над бергшрунтом под перевалом Донкина. Над бергшрунтом на подъеме пришлось немного полазить. Снег мокрый, группа мокрая, температура 0 или около того. Капец...

На ледопаде стало проще - появились отличные ориентиры в виде трещин самого разнообразного калибра. Но над головой начал очень сильно грохотать гром, пару раз мы даже подумали, что это обвал. Грозовое напряжение чувствовалось волосами и кожей, все скрипело от статического электричества... Было очень некомфортно. Когда стало уже совсем плохо и непонятно где мы находимся группа приняла решение встать на привал и попить чайку. Готовить чай по пояс в снегу между трещин было неудобно. Зато мы надеялись, что во время привала облако поднимется и можно будет сориентироваться. Так и случилось: облако приподнялось секунд на 30 и мы увидали на траверсе характерные скалы над Кичкидарскими ночевками, откуда можно пешком свалиться в долину р.Куллумколл-Су.

Перевал Донкина. Примерно так народ вылезал на седло. Если добавить ураганный ветер, можно примерно представить что там творилось
На седловине перевала Донкина.

Уже в самой долине снег сменился дождем, и теперь мы были окончательно, до нитки, мокрые. По скользкой траве, почти бегом все благополучно доскакали до мостика через р.Куллумколл-Су в устье долины. Конечно же мостик сильно пострадал от паводка и держался на последнем издыхании. Переправа была шикарная, что называется, почувствуйте себя эквилибристами: по тонкому, мокрому и скользкому бревнышку над бешено несущейся водой, заливающей ноги по колено. Но все прошло благополучно, даже ледоруб, который Нина случайно забросила куда-то в центр потока, был спасен ловким и точным движением руководителя.

Начало спуска с перевала Донкина.
Спускаемся с перевала Донкина. Где-то в ледопаде, на Кичкидарском леднике. Ветрила, снежина, гроза.
Первые разломы ледника Кичкидар. Из-за плохой видимости мы долго не могли понять, что впереди. Не то гора, не то глюк. Оказалось - разломы и ледопад :)

Юрий Иванович, а также Сергей Геннадьевич (инструктор). Узнав, что мы с ПаДонкина, нас тут же поселили в зал (здоровая комната, в которой стоит теннисный стол). Сергей Геннадьевич принес горячих хичинов, а через некоторое время подтянулся и Ким Кириллович с бутылью неизменного ЗаПора. Большое им всем за это спасибо УРА!!! Мы снова в Уллу-Тау!!!

Спускаемся от верхних Кичкидарских ночевок в направлении реки Куллумколл-Су.
Уллу-Тау :).
Сохнем в Уллу-Тау.

Пройдено 17 км, высота 2330 (набрали 570, сбросили 1640м).

День 11 и 12.

У нас в планах оставался траверс: пер.Украина (3650, 2Б) - в.Гумачи (3830. 1Б альп.) - пер.Гумачи (3570, 2А) и далее в долину р.Адыл-Су и до Баксана. Погода была омерзительная, а под Украиной довольно сложный ледник, сильно изрезанный трещинами. Поэтому мы сидели в лагере, пили пиво и ждали погоду. Уллу-Тау место совершенно чудесное, хочется снова там очутиться.

Сохнем и разлагаемся в Уллу-Тау.
В Уллу-Тау на двери висело.
Чегет-Тау. Вид из альплагеря Уллу-Тау

К вечеру 12-ого дня небо очистилось и мы решили выступать.

День 13, последний

Вид с ледника Адыр-Су Западный. Слева - Адырсу, справа - Сарыкол. Между ними - пер.Грановского
Вид с ледника Адыр-Су Западный. Справа - Джайлык, слева - массив Тютю

Половина седьмого утра, погода супер, мы отдохнули и бодро поскакали в направлении Гумачей. В связи с ужесточением пограничного режима нас вынудили идти не на пограничный пер.Украина, а на соседнюю седловинку - пер.Оптимальный (3650, 2Б).

Ледник Адыр-Су Западный. Одеваем кошки, пьем водичку :)
Вид на перевал Украина (слева) и перевал Оптимальный (к нему ведет узкий снежный язык).
Идем наверх по леднику Адыр-Су Западный.

Подъем сильно осложнял свежевыпавший снег - опять тропежка, местами по пояс. Мы благополучно и без эксцессов обошли трещины и к часу дня по крутому снежному склону заползли на седловину Оптимального.

Ледник Адыр-Су Западный. Подходим к разломам. Слева нависает Чегет-Тау
Блуждаем в разломах на леднике Адыр-Су Западный.
Трещины ледника Адыр-Су Западный.

С седловины можно было позвонить и мы все дружно стали названивать родным и близким. Потом за 20 мин мы залезли на в.Гумачи (3830), а оттуда спустились на пер. Гумачи. На пути имеется острый снежный гребень, который идется на три такта.

Перевал Гумачи. Вид с вершины Гумачи. Хорошо просматривается снежный нож и седловина перевала.
Снежный нож. Соединяет вершины Гумачи и перевал Гумачи. Идется с попеременной страховкой на три такта.

С перевала около половины второго ушли в долину Адыл-Су и по леднику,а затем по тропам убежали вниз. К семи часам вечера группа уже не так резво вышла к р.Баксан, а к половине восьмого вбрела в поселок Эльбрус. День был просто зверский... мы счастливы...

На седловине перевала Гумачи.
Уходим с перевала Гумачи на л.Джанкуат. Техника позади, но топать еще очень далеко!!! День получился очень тяжелый...
Эльбрус. Вид на ледник Джанкуат, долину Адыл-Су и Эльбрус с вершины Гумачи.

Пройден 31 км, высота 1820м (набрали 1500, сбросили 2010м).

На перевале Оптимальный.  Вид со стороны вершины Чегет-Тау. На заднем плане хорошо видны слева: гора Джан-Туган, гора Башкора и гора Уллукара, справа в отдалении - Эльбрус.

Поход закончился, мы целы. Травм нет, больных нет. Все прошло в штатном режиме и с хорошим запасом как по скорости, (если не считать последний денек) так и по технике. Могли быстрее.

Чегет-Тау.
Джайлык.
Гора Джан-Туган. Вид с седловины перевала Гумачи.

Разделитель

top

P.S. Уважаемые горные туристы, нашедшие наши записки в перевальных турах. Извините пожалуйста, если содержание записок Вас чем-то оскорбило. Мы сами за здоровый образ жизни, просто у нас такой юмор.

2008-06-18 17:31:37   Клёпа:

отличный отчетик!!! тем же летом мы тоже ходили по этому маршруту :) только у нас не совсем все так благополучно закончилось... были травмы а так все классно! Респект и уважуха! :))))))))

2008-06-19 15:57:23   zoidberg:

Спасибо!!!

2010-12-03 16:03:23   igemon:

Искринне за вас рад, мечтаю так же сходить.

2011-03-01 05:01:22   Кесарь:

Интересно было почитать! Ещё больше захотелось в горы!

2011-10-17 20:49:38   fisht:

Красавчики,поход супер!нитка маршрута выбрана со вкусом,отчет о походе достойный!Удачи всем!

Правый стоп Ваше имя: Левый стоп
Ваш комментарий:

Введите текст, который Вы
видите на картинке:

Искаженная надпись

Разделитель
Картинка из Футурамы
Не стоит отрицать, будущее безумно!