на главную
Левая скобка Верхняя Балкария - Тырныауз.
Горный поход 5 кс, июль 2009 года
Общая информация.
Правая скобка


?????? ???????. ??? ????? ?????? ???? ?????? ??? ?????? ??????.


Характеристика маршрута
Пройденные перевалы
Часть первая, акклиматизационная. Верхняя Балкария -- альплагерь Безенги
Часть вторая, основная. Альплагерь Безенги -- альплагерь Уллу-Тау
Часть третья, заключительная. Альплагерь Уллу-Тау -- Тырныауз



Разделитель

top



Общая характеристика маршрута.

??????? ?? ?????. ????? ??????? ? ????? <a href="http://caucatalog.narod.ru/">??????? ????????</a>, ?? ??? ??? ??????? ???????!

Нитка Маршрута. Маршрут был поделен на три части:
Часть первая: п. Верхняя Балкария -- р. Черек Балкарский -- р. Тютюн-Су -- пер. Туристов Грузии (2А, 3668м) -- пер. Скалистый (2Б, 3910м) -- ледн. Крумкол -- пер. Селла (3А,4449м) -- ледн. Селла -- ледн. Безенги -- а/л Безенги
Часть Вторая: а/л Безенги -- ур. Баранкош -- пер. Кель (1А, 3648м) -- пер. Ортокара вост. (3А, 4190м) - траверс до пер. Рыжий пояс (3А,4230м) (связка 3А, суммарно) -- ледн. Шаурту -- р. Тютюргу-Су -- р. Гара-Аузсу -- р. Кулак -- ледн. Юж. Чат -- пер. Чат (3А, 3860м) -- ледн. Сев. Чат -- р. Башиль-Ааузсу -- ледн. Башиль -- пер. Грановского (2А, 3859м) -- р. Адыр-Cу -- а/л Уллу-Тау
Часть третья: а/л Уллу-Тау -- р. Куллумкол-Су -- пер. Шогенцукова (1Б, 3605) -- ледн. Зап. Тютю -- пер. Куллумкол (1Б, 3605) -- в. Тю-Тю Зап. Вторая (2А, 4420м) -- пер. Куллумкол (1Б, 3952) -- ледн. Зап Тютю -- пер. Шогенцукова (1Б, 3605) -- ледн. Джайлык -- пер. Суворова (3А, 4060м) -- ледн. Тютю -- р. Тютю-Су -- р. Баксан -- г. Тырныауз.

???? ????????.

Общее время - 18 дней, из них 2 дневки, 10 полных ходовых дней и 6 полудневок. Суммарный набор высоты около 12300м, суммарный сброс - 12600м, общая протяженность маршрута около 170 км. Во избежание путаницы и для большей точности мы решили ориентироваться в описаниях не на абстрактное и весьма скользкое "чистое ходовое время", а на полное время, потраченное на прохождение участков. То есть указывали, во сколько мы были там-то и там-то, причем отсечка производилась по последнему участнику группы. Каждый вечер мы скрупулезно записывали время, а при составлении отчета также пользовались метаданными фотографий, сделанных фотоаппаратом со специально выставленным временем. Для получения дополнительной информации можно выкачать фотки из отчета - больше половины из них фотошопом не обрабатывалась, поэтому EXIF на насте.

?????? ??????.
? ??????. ??????? ? ?????.

Как и в 2007 году, когда мы прошли на Кавказе горную четверку, поход задумывался как Light&Fast мероприятие в расслабленном формате. Это предполагает минимум ишачки по долинам, максимум интересных технических элементов с легкими рюкзаками, не ранние подъемы и полудневки с игрой в дурака - короче, фан. С собой, как всегда, ничего лишнего, веревки - тонкие, железки – легкие, спальники – не тяжелее 600 г. Пара палаток: мембранная экспериментальная однослойка из эвэнта (2-х местная), любезно предоставленная компанией Sivera, весом 1560 грамм вместе со всеми веревочками, а также перешитый Беркут Шторм 3 (3-х местный), весом 2870 г. Суммарно поменьше четырех килограмм общественного снаряжения на человека. Еды взяли нормально, из расчета 600 грамм на человека в день. Все заранее взвесили и расфасовали. В результате, в самые тяжкие времена вес рюкзаков составлял около 18 килограммов, не считая отдельных маньяков с их фототехникой :) Подробнее о снаряжении и о том, что мы про него думаем, читайте в отдельной статье, которую мы все еще пишем :)

?????????? ??? ? ???????? ???????? ?????????.

Заказ пропусков в приграничные горные долины и заповедники, а также трансфер до начального пункта похода мы произвели заранее, списавшись с Борисом Саракуевым (8 928 950 3868, bezonec@list.ru). Такой подход позволяет избежать непредусмотренной траты денег и времени. С покупкой газа в Нальчике в прошлый раз чуть не случился казус, поэтому в этот раз везли его контрабандой из Москвы. Благо много газа не требовалось, так как мы использовали горелку Primus Eta Power, которая ощутимо экономит топливо.



Разделитель

top



Несколько слов о пройденных перевалах.


Перевал Туристов Грузии (2А, 3668м).

??????? ????? ?????? ???? ?????. ??????? ???? ??????? ?? ??????? ?? ????????????? ??????.
??? ?? ?????? ?????? ???????????. ??????? ???? ??????? ? ?????? ???? ?????.
??????? ???????? ??????. ??????? ???? ??????? ?? ???????.

Перевал несложный, но довольно живописный. Стоит отметить относительную труднодоступность долины реки Тютюн-Су из-за совершенно адских кустов на подходах. На перевале вполне можно встать лагерем, но воды нет.

Более подробное описание можно почитать тут.


Перевал Скалистый (2Б, 3910м).

???? ?????? ? ???????? ?????????.
??? ?? ????????? ???????? ????????? ? ???????? ???????? ??????.
????? ? ???????? ?????????. ??? ? ??????? ??????????????? ??? ?????????. ????????? ?? ???????????????.

Перевал соответствует 2Б категории трудности, однако технически не слишком сложен. Стоит признать, что в отсутствие снега прохождение перевала будет угрожать более высоким уровнем камнеопасности, чем это было в нашем случае. На седловине есть нормальные площадки.

??? ?? ??????? ????????? ?? ?????? ? ??????? ?????? ?? ??????? ???????.
??? ???? ? ??????? ??? ????????? ?????????. ??????? ???? ?? ??????? ? ??????? ?????? ? ????? ? ???????? ?????.

Более подробное описание можно почитать тут.


Перевал Селла (3А,4449м).

?????? ???????. ??????? ???? ???????? ? ???????? ? ????? ?? ??????? ? ??????????? ???????? ?????.
?????? ??????? ???????? ??????? ???????. ??????? ???? ?????? ????????.
?????? ??????? ???????? ??????? ??????? ? ??????????? ????? ???????? ?????.

Технически несложная, но красивая и разнообразная 3А. Хороший вариант для первого определяющего перевала в походах пятой категории сложности. Седловина узкая, встать лагерем негде. Прохождение восточных склонов после начала камнепадов крайне опасно, сыплет сильно. В случае начала камнепадов относительно безопасным будет движение по контрофорсу слева по ходу. Стоит отметить ухудшение ледовой обстановки на перегибе нижней ступени ледника Селла. Кроме того, спуск на тело Безенгийского ледника с правобережной морены в этом году было заметно осложнен обрушением части тропы на скальных лбах.

???? ??????? ?? ??????? ?????.
?????? ?????. ??????? ???? ?????? ? ???????? ?????.
????? ? ???????? ?????. ? ???????? ???????? ?? ??????? ?????? ? ??????? ?? ???????.

Более подробное описание можно почитать тут.


Перевал Кель (1А, 3648м).

??????? ?????????. ??????? ???? ??????? ??? ??????? ????
??? ?? ??????? ???? ???????? ???? ? ??????? ???????.
??????????? ????? ???????? ????.

Перевал соответствует несложной 1А. Гребень в районе перевала очень красив и необычен для Кавказа, ради одного этого можно туда сходить. На седловине сильно дует со стороны Цаннера, поэтому палатки лучше прятать.

? ?????? ????????? ???????? ????.
?????? ?? ???????? ????. ?? ?????? ????? ??????? ???????? ?????????.

Более подробное описание можно почитать тут.


Перевал Ортокара Восточная (3А, 4190м), траверс до перевала Рыжий пояс (3А, 4230м).

???? ??????? ?? ??????? ???????? ?????????. ??? ? ????????? ???????? ????. ????????????? ????? ????? - ????????? ???????? ??????.
??? ?? ?????? ???? ? ???? ??????? ?? ??????? ???????? ?????????.
????? ???????? ???????? ?????????.
??? ?? ?????? ?????? ? ????????? ???????? ????? ????.

Стоит отметить, что прохождение траверса Ортокара Востояная - Ортокара Западная требует достаточно серьезной работы на скальном рельефе. Прохождение траверса, а также ночевка на хребте может быть нецелесообразна в плохую погоду. Связка данных перевалов получается очень красивой и интересной, она соответствует сильной тройке А, а может быть и Б - в зависимости от обстановки и погоды. Подъемный Кулуар на Ортокару Восточную может быть лавиноопасен, соваться туда после выхода солнца на склон также опасно из-за камнепадов. Спуск в долину Шаурту непосредственно с Ортокары Восточной связан с крайне нетривиальным ориентированием в ледопаде и опасен из-за ледовых обвалов. Путь спуска с перевала Рыжий пояс в долину Шаурту по технической сложности примерно соответствует спуску с Ортокары Восточной, но существенно более безопасен и очевиден. Спуск с Ортокары Западная несколько проще и намного логичнее. На гребне можно встать лагерем.

???? ?????? ? ???????? ????? ???? ? ????????? ???????? ???????? ????????.
?????? ??????. ???????? ? ?????????? ????? ???????, ??????? ?????? ?? ?????.
????? ?? ?????? ????? ???? ?????? ? ?????? ???? ????-?????.

Более подробное описание можно почитать тут.


Перевал Чат (3А, 3860м).

??? ?? ?????? ????????? (?????). ?????? ?????? - ?????? ????? ??? ? ??? ???????.
???????? ??????? ??????? ????? ???.
?????? ????? ???. ??????? ??? ???? ? ???????? ???.
????? ? ??????? ???? ???????? ???.

К сожалению, прохождение перевала было осложнено очень плохой погодой, однако некоторые выводы все же сделать можно. Перевал в настоящее время полностью соответствует 3А категории сложности. Несмотря на ярко выраженную односторонность, отнюдь не является простым и требует умения ориентироваться в ледопадах. Нижняя ступень ледопада слева предельно камнеопасна, необходимо держаться края открытой части ледника, с которой камнями сбивает снег. На седловине перевала бывают очень сильные ветра, возможно целесообразно выбирать более защищенное от ветра место ночевки.

???? ?????? ? ???????? ???.
??????? ??? ????????? ??????? ???????? ???, ??? ????????? ???.
?????? ????? ?????? ? ???????? ???.

Более подробное описание можно почитать тут.


Перевал Грановского (2А, 3859м).

?????? ???????? ??????. ???? ??????? ?? ??????? ???????????.
? ???????? ??????? ???????? ??????.
????????? ????? ???????? ???????????.

На момент, когда мы его проскочили, находился на уровне слабой 2А, требовал движения в связках и единичного использования попеременной страховки.

???? ?????? ? ????????? ???????? ???????????. ??? ? ???? ??????? ????-??.
???? ?????? ? ???????? ???????????. ??? ? ????????? ????????.
????? ? ???????? ???????????. ???? ?? ??????? ????-??.

Более подробное описание можно почитать тут.


Перевалы Шогенцукова (1Б, 3605м) и Куллумкол (1Б, 3952м).

?????? ???? ? ???? ??????? ?? ??????? ?????????.
?????? ?? ??????? ????????? ?? ??????? ?? ????? ???????????.

Перевалы совсем простые и очень посещаемые, поэтому особенно подробно мы их описывать не будем. На Шогенцукова ведет тропа, так что не очень понятно, за что там вообще категория. Куллумкол несколько выше, красивее и техничнее, так что нормальная 1Б.

Более подробное описание можно почитать тут.


Перевал Суворова (3А, 4060м).

?????? ?? ??????? ???????? ?? ??????? ???????.
??????????? ????? ???????? ????????.
???? ?????? ? ???????? ????????. ??? ? ????????? ????????.

Полностью соответствует 3А категории сложности. Очень техничный и красивый перевал, требующий хорошего владения навыками работы на скальном, снежном и ледовом рельефе, скорость прохождения перевала сильно зависит от навыков группы. Стоит отметить, что определяющая техническая часть перевала предельно камнеопасна после выхода на склоны солнца, а также во время дождя.

?????? ??? ?????????? ??????? ? ????????? ???????? ????????.
??????? ????? ???? ?????? ? ???????? ????????. ??? ? ???????? ???????? ??? ?????????. ????????? ?????? ??-??? ?????? ??????. ????????, ? ??????? ?????? ?? ????? ?????.
???? ?????? ? ???????? ????????. ??? ? ???? ??????? ????. ????????? ?? ???????????????.

Более подробное описание можно почитать тут.



Разделитель

2011-02-10 17:05:08   ??????? ?.?.:

??????? caas-????, ??? ?????? ??? ?????????-??????????? ?????. ????? ????, ??? ???????? ???? ?????? ? 2009 ???? ? ??????? ???????? (? ??? ? ?????? ???? ????????), ??? ? ????? ???? ??????????. ?? ???????? ?? ?????????? ?????-?????? ?????? 6 ?.?. ? ??????? 2011 ????? ???? ?? ????????? ??????????????, ????????????? :-) ??? ???? 5??, 3??, 2??, 2??, ?????? ?? 4810. ? ??????? 2011 ???????? ????? 3?? ? 5642. ??????? ????? ????????????, 1981 ?. ?., ????? boblotini ?????? yandex ????? ru



Правый стоп Ваше имя: Левый стоп
Ваш комментарий:

Введите текст, который Вы
видите на картинке:

Искаженная надпись

Разделитель
Картинка из Футурамы
????? cAAs.ru - ???????-?????, ???????? ?? ?????? ????????!

PageRank Яндекс ТИЦ Valid HTML 4.01 Transitional