на главную
Левая скобка Сербия,
сентябрь 2008 года
Правая скобка


Картинка без названия.

Белград

Ниш

Чачак (монастыри Овчара и Каблара)

Ужице

Мокра Гора (Шарганска осмица и этнодеревня Эмира Кустурицы)


Общие вопросы, такие как питание и проживание рассмотрены на отдельной страничке.
Также доступна вторая - Македония и третья - Босния и Герцеговина части путешествия.



Разделитель
top

Белград

Аэропорт "Никола Тесла" расположен минутах в 30 езды от центра города. В вестибюле находится стол tourist info, где можно взять бесплатную карту Белграда на русском. Днем раз в час от аэропорта ходит автобус Авиакомпании "JAT", ночью его рейсы привязаны к прилету самолетов этой компании. Проезд стоит 200 динар (2,5 евро). Автобус въезжает в город мимо одного из наиболее известных зданий Белграда, Западных городских ворот, второго по высоте дома в городе. Башня поменьше занята офисами, в башне повыше - жилые квартиры, а в шпиле расположен ресторан.

Западные врата Белграда.
Западные врата Белграда.

По маршруту автобус проезжает огромный район - Новый Белград с преимущественно советской застройкой, затем едет мимо студенческого городка и, пересекая Саву, попадает в Старый город. Части города, разделенные Савой, соединяются несколькими крупными и мелкими мостами, под которыми, к сожалению, или помойки или живут цыгане, а чаще и то и другое.

 Мост "Газела" соединяет старый и новый Белград.
А так выглядит мост снизу.

Несмотря на то, что центральная автобусная станция является очевидным транспортным узлом города, аэропортовый автобус проезжает мимо и базируется несколько дальше - на площади Славия, рядом с которой, кстати, находится третье по высоте здание - Београжанка (офисный и торговый центр). У автобуса есть несколько официальных остановок, но по просьбе, водитель может остановить почти где угодно.

Новый Белград.
Београжанка.
Въезд в старый город.

Рядом с площадью Славия находится, самый высокий Православный храм в мире - Церковь Святого Савы, 70-ти метровый купол которой венчает 12 метровый золотой крест. Постройка храма была утверждена еще в конце 19-го века, однако первая мировая война помешала начать строительство. Оно началось только в 1935 году и в скором времени, теперь уже Вторая мировая война заморозила постройку. Во время и после войны незаконченное здание использовалось в качестве склада, вновь строительство началось лишь в 1985 году. Хотя сейчас основные работы уже закончены и храм выглядит как на проектах столетней давности, внутренняя отделка продолжается и по сей день. Перед входом в храм часто проходят концерты классической музыки. Парк, расположенный вокруг - излюбленное место горожан для спокойного отдыха. Здесь почти никогда не бывает шумно как в остальных местах массовых гуляний.

Картинка без названия.
Храм Святого Савы.
Храм Святого Савы.

Практически все интересные исторические и культурные достопримечательности Белграда расположены между церковью Св. Савы и парком Калемегдан, который находится у места впадения р.Савы в Дунай и содержит в себе городскую крепость (16-18 века). От храма к Калемегдану ведет одна из крупнейших улиц - Кралья Милана. Вдоль улицы стоят дворцы королей Александра и Милана (старый и новый дворец).

Старый дворец.
Картинка без названия.

Рядом с ними на соседней крупной улице - Бульваре Кральа Александра находится Дом Народной Скупщины (парламент) с сомнительными конными статуями, и церковь Святого Марка, построенная по подобию монастыря Грачаница в Косово.

Народная Скупщина.
Картинка без названия.
Церковь Святого Марка.
Церковь Святого Марка.
Народная Скупщина.
Народная Скупщина.

Так же недалеко от площади Славия, находится и памятник американской демократии - разбомбленные натовскими налетами здания Правительства Сербии и Министерства обороны. Оба здания обнесены забором, так как часть фасада может обвалиться.

Здание Правительства Сербии.

Бульвар продолжается в улицу Теразие с гостиницей "Москва".

Теразие.
Отель "Москва".

Рядом с Теразие расположена главная площадь города - площадь Републике, На ней размещаются Национальный театр оперы и балета, Национальный музей, и памятник князю Михаилу Обреновичу III. За все время, проведенное в Белграде, на площади каждый вечер случались какие-нибудь концерты или танцы.

Площадь Республике, Памятник князю Михаилу Обреновичу III.

Возле площади Републике начинается местный Арбат - пешеходная улица Кнез Михайлова, многие дома на которой, как и на окружающих улицах - постройки конца 19-го века. Некоторые из зданий весьма монументальны. Все фасады, с лепниной и другими декоративными элементами отлично отреставрированы и улицы выглядят очень нарядно. Здесь расположена масса магазинов, магазинчиков, лавочек и просто ларьков, торгующих практически любыми вещами. Популярность места накладывает свой отпечаток - около половины торговых точек ориентировано на туристов, собственно Арбат и есть Арбат. Также в этом районе расположены правительственные учреждения и большинство посольств, а вот американское посольство, разгромленное в относительно недавних беспорядках, находится несколько в стороне и посмотреть на него не удалось - времени было жалко :).

Улица Кнез Михаилова.
Академия наук и искусств на Кнез Михаилова.
 Старый город и соборная церковь.

В одной их боковых улочек находится хостел "The Three Black Catz", переделанный из обычной квартиры. Стоит он 12 евро/ночь. В хостеле тесновато, но это создает отличные условия для знакомства и общения с другими постояльцами. Хозяин, Младен, прекрасно знает все, что нужно гостям города, кроме того, всегда готов выпить с ними пива и налить домашней ракии.

Мост через Саву и панорама Белграда.

С другой стороны Кнез Михайлова начинается Калемегдан - парк на холме в устье Савы, окружающий Белградскую крепость.

Монумент "Победитель" установлен в честь победы союзников в Первой мировой войне.
Калемегдан и белградская крепость.
Картинка без названия.

В самом парке множество сувенирных ларьков, торгующих в том числе знаменитыми миллиардными югославскими купюрами первой половины девяностых (одни из самых крупных в мире банкнот, хотя есть надежда на Зимбабве).

Очень большая деньга.

За парком начинается нижний город - средневековый укрепрайон со стенами, небольшими башенками и теннисными кортами во рвах, окружающий верхний город (в современном виде с 18-го века, до этого все неоднокранно разрушалось и перестраивалось). За вход в Белградскую крепость, как и в другие сербские крепости, денег не берут. В верхнем городе стены посерьезнее, башни побольше, а помимо парковых скамеечек тут под открытым небом расположен музей военной техники. Особенно радуют маленькие, почти игрушечные танчики.

Белградская крепость, военный музей.
Ворота "Зиндан".
Военная техника в белградской крепости.
Военная техника в белградской крепости.
Башня Якшич в белградской крепости.

В стороне от остальных посещаемых мест, рядом с одним из городских парков, расположен мавзолей руководителя всея Югославии - Иосифа Броз Тито. Сам мавзолей окружен небольшим сквериком со скульптурами, в основном посвященными вождю. В мавзолее выставлены награды и мундиры маршала, мебель из его кабинетов и т.д. Музей побольше, выставляющий предметы подаренные Тито, расположен по соседству.

Мавзолей Тито.
Мавзолей Тито, надгробье.
Мавзолей Тито, Мебель из кабинета Тито.
Музей подарков Тито.

В процессе поиска мавзолея была обнаружена интересная вещь - названия улиц на табличках домов часто не соответствуют названиям на картах (причем на разных картах названия тоже разные). Более того, на одном и том же доме могут висеть несколько названий одновременно. Сначала можно предположить, что так обозначают перекрестки двух улиц, однако на самих перекрестках улицы обозначаются еще какими-то названиями. Не совсем понятно что все это значит: то ли просто таблички со старыми названиями оставляют, то ли действительно так обозначают перекресток, на котором одну из улиц переименовали.

Двойные названия улиц.

Железнодорожный и автовокзалы расположены примерно в 10 минутах хода от центра города на берегу р. Савы. В отличие от железнодорожного, автовокзалов 2. Первый обслуживает в основном местные рейсы, второй рейсы дальнего следования. Возле вокзалов есть tourist info, где можно выяснить какой точно вокзал нужен.

Панорама Белграда.

Небольшое отступление Прочитав рассказ С. Павлюка о наглядной агитации в Сербии в мае этого года, было интересно посмотреть что изменилось за прошедшие месяцы. Печатных плакатов про Косово, расклеенных, видимо, с разрешения властей, уже не осталось. А вот для надписей на стенах это до сих пор одна из основных тем. Комментарии по поводу ареста Радована Караджича практически отсутствуют, в отличие от Баня-Луки (Республика Сербская), где ролики в поддержку Караджича транслируют даже местные телеканалы.

Картинка без названия.

В день отъезда по всему центру Белграда появились расклеенные листки, т.н. "жальна вест" - извещение о смерти и приглашение присутствовать на похоронах. Только в этот раз "хоронили" Хавьера Салану. Примерный текст следующий: "Скончался на 66-м году зловредной жизни, прощание состоится на пепелище истории".

Коментарии излишни.



Разделитель
top

Ниш

Автобус Белград-Ниш стоит 840 динар (11 евро). Жилье - хостел "Nis", за 12 евро/ночь. Несмотря на предварительную бронь все места в дормитории оказались заняты рабочими, которые чинили местную железную дорогу. В результате переселили в одноместный номер за цену общежития, да еще рабочие поделились отличной домашней ракией с комментариями типа "братушка русский".

Нишская крепость (18 век) расположена рядом с автовокзалом на берегу р. Нишавы. Собственно, от крепости остались ворота и несколько невысоких стен. Внутри, как и в белградской крепости, парк с небольшой экспозицией археологических находок и памятником освободителю Ниша - князю Милану Мобреновичу. Выполнен монумент почему-то в виде губной помады...

Нишская крепость, вход.
Мечеть Bali Beg, теперь в ней галерея.
Памятник князю Милану Мобреновичу.
В крепости выставлены находки римской эпохи.
Панорама Ниша.

Пройдя по дороге от центральной площади около 2-х километров, можно найти мрачный памятник сербской борьбы за независимость. Маленькая часовня скрывает Башню Черепов, установленную турками в начале 19-го века в напоминание о том, что бывает с теми, кто противится их господству. После одного из первых сражений между сербами и турками (турки хотя и победили, но понесли очень большие потери), произошедшего в 1808 году на холмах вокруг Ниша, турецкий наместник приказал отрезать головы у трупов сербов и вмуровать их в башню, которую поставил у дороги на всеобщее обозрение. 80 лет башня, достигавшая высоты 6 метров, стояла открыто и, как следствие, изрядно развалилась. После над ней поставили часовню. Вход стоит 120 динар (1,5 евро). Женщина, обслуживающая часовню, говорит по английски и подробно рассказывает историю башни.

Часовня над Башней Черепов.
Башня Черепов.
Башня Черепов.

По этой же дороге еще в 2-3-х километрах от центра (к этому времени сам город уже кончается) находится древнеримский комплекс Медиана (вход бесплатный), с раскопанными частями стен резиденции Императора Константина Великого и небольшим музеем, построенным над старинным мозаичным полом. Император Константин родился в Нише, ему и его матери, императрице Елене, посвящен праздник, который проходит в городе каждый год 3-го июня).

Находки раскопок в Медиане.
Медиана.
Мозаичный пол в Медиане.

В музее только один маленький зал, так как основные находки хранятся в Народном музее в Нише. Вход в Народный музей стоит 70 динар (1 евро). Этот музей так же невелик, но коллекция и, главное, сохранность экспонатов с раскопок Медианы - отличные. Недавно в музей после длительных показов по всему миру вернулась одна из наиболее примечательных находок - часть ограды дворца Константина Великого.

Находки раскопок в Медиане, Народный музей.
Находки раскопок в Медиане, Народный музей.
Находки раскопок в Медиане, Народный музей.

От главной площади - пл. Кральа Милана начинается пешеходная улица Обреновича с ресторанами, кафешками и барами.

Центр города, площадь Кральа Милана.
Пешеходная улица - ул. Обреновича.

Неподалеку, расположена Соборная церковь - единственная, внутри которой без проблем разрешили фотографировать.

Соборная церковь (Сошествия святого духа).
В соборной церкви.
В соборной церкви.

Помимо соборной, в городе есть еще несколько церквей. В том числе посвященная императору Константину.

Церковь святого императора Константина.
Картинка без названия.

Если Белград - обычный цивильный город, то в Нише, к примеру, в автомобильный трафик легко вклиниваются трактора и конные телеги. На телегах ездят в основном цыгане, объезжающие помойные контейнеры (не понятно зачем, то-ли вывозят мусор, то-ли так, себе чего-нибудь хорошее подыскивают).

Дорожный знак.
Цыгане на телеге.

Вокруг города расположено несколько туристических этноцентров, поддерживающих традиционное хозяйство. Там можно пожить несколько дней.

Университет Ниша.
Ниш.



Разделитель
top

Чачак (монастыри Овчара и Каблара)

Небольшой городок с приятной исторической застройкой. Некоторые, даже самые непримечательные домики частного сектора построены в 19 веке. Оказались в Чачаке ненадолго. Заезжали на автобусе из Скопье в Ужице (стоит 1240 македонских денар или 20 евро, идет около 6 часов). Затем пешком прошли через монастыри Овчара и Каблара до Пожеги через Чачак (примерно 45 км). В городе переночевать не довелось, но в здании автовокзала находится мотель. У города и округи есть хороший сайт.

Чачак, центр города.
Чачак, отель "Белград".
Чачак, центр города.
Чачак, центр города.

Центр можно целиком обойти, наверное, за полчаса. Вокруг него рассеяны частные домики, хотя, к сожалению, не обходится и без советских бетонных монстров. К счастью, они расположены на окраине и в глаза не бросаются. В Чачаке можно почувствовать особую атмосферу провинциальной Сербии, отдохнуть от шума, толп мигрантов и давки. Здесь все тихо и неторопливо. К тому же присутствует идеальная (по крайней мере с виду) этническая однородность - нет даже цыган, обильно присутствующих в некоторых районах Белграда и Ниша.

От Чачака до Ужице дорога идет по долине Западной Моравы.

Западная Морава.

В долине, а так же на склонах близлежащих гор Овчар и Каблар, расположено множество (точно больше 10-ти) монастырей 13-16-х веков.

Монастырь Ваведенье - 13век.
Монастырь Вазнесенье.
Монастырь Вазнесенье.
Монастырь Николье.
Картинка без названия.

Некоторые из них находятся прямо у основной дороги, до других необходимо еще преодолеть 5-8 км по ответвляющимся боковым дорогам. Тут, конечно, хороша машина или велосипед.

Картинка без названия.
Долина Западной Моравы.

По пути р. Морава несколько раз перегорожена плотинами. На запруды съезжаются рыбаки и просто отдыхающие из окрестных городков, поэтому вдоль дороги много мотелей, пансионатов и сдаваемых комнат. Недалеко от Пожеги дорога проходит мимо комбината, вокруг которого все покрыто мелкой белой пылью. Построен он видимо с единственной целью - на прощание подпортить впечатление от красоты долины.

Картинка без названия.
Сербия.
Долина Западной Моравы.



Разделитель
top

Ужице

Автобус Пожега-Ужице стоит 150 динар (2 евро), в пути примерно 30-40 мин. К сожалению, совсем дешевого жилья найти не удалось - единственный, недавно открытый хостел работает только летом, пришлось поселиться в отеле "Палас" на площади Святого Савы (Trg Svetog Save) возле автостанции за 25 евро/ночь. От "Паласа" в отеле разве что ковер на полу. Город, как и Чачак, произвел абсолютно позитивное впечатление, хотя по многим признакам его можно назвать "Чачаком наоборот". Тихого пешеходного центра здесь нет - главная улица напоминает уменьшенный Новый Арбат с громадной гостиницей-монстром "Златибор" и 20-ти этажными жилыми домами.

Ужице.
Ужице, отель"Златибор".
Ужице, центр города.

Но стоит свернуть в сторону и ощущение большого города пропадает - почти сразу же начинаются обычные провинциальные белые домики с черепичными крышами.

Ужице.
Ужице.

Тихо посидеть в кафе в центре, тоже вряд-ли удастся - в Ужице расположен то-ли местный университет, то-ли колледж и весь центр днем и ночью заполнен шумной молодежью, правда вполне культурной и неагрессивной.

Автовокзал в Ужице, помимо международных рейсов в Боснию, обслуживает и множество местных. В частности, отсюда ходят автобусы в Баину Башту - ворота парка ?Тара?. Автобус идет 1,5 часа и стоит 170 динар (2,5 евро). Из Б.Башты есть частые автобусы в Перувац - поселок, откуда удобно начинать поход по парку. Сам парк интересен в первую очередь каньоном р. Дрина - третьим по глубине в мире после каньона Колорадо в США и каньона Тары в Черногории. К сожалению, погода вынудила отказаться от планов треккинга в "Таре", хотя каньон Дрины (уже не такой глубокий как в парке) удалось посмотреть возле Вишеграда в Боснии.

Карта парка Тара скачать (3,5 Мб).



Разделитель
top

Мокра Гора (Шарганска осмица и этнодеревня Эмира Кустурицы)

Отдельных рейсов до М.Горы из Ужице нет, нужно искать автобус в Боснию (Вишеград или Сараево). Проезд в таком автобусе до Мокрой Горы стоит 260 динар (3,5 евро), в пути примерно 2-2,5 часа. Отдельной автостанции в Мокрой Горе нет. Весь поселок расположен вдоль дороги и автобус останавливается по просьбе. Две достопримечательности Мокрой Горы довольно тесно связаны друг с другом, можно сказать, что первая породила вторую, а вторая прославила первую :). Первая - это узкоколейная железная дорога на участке возле поселка называемая "Шарганская восьмерка". Изначально дорога строилась во времена Австро-Венгрии с целью соединить Сараево с Белградом. В основном, рельсы проходят по достаточно ровным участкам, но в районе Мокрой Горы возникла необходимость подъема поезда на перевал в Шарганских горах. Для этого на небольшой по площади гористой территории была построена система тоннелей, через которые, постоянно петляя, поезд медленно набирает высоту. Весь подъем составляет 300 метров. Тоннели есть и на других участках дороги, однако здесь в них проходит почти половина пути. Благодаря этим тоннелям и изгибам, узкоколейка и получила свое название - в одном из мест дорога проходит сама над собой так, что при взгляде сверху рельсы образуют восьмерку.

Мокра гора, Шарганска осмица.
Картинка без названия.
Станция "Мокра гора".
Шарганская узкоколейка.

В 1974 году дорога была закрыта за нерентабельность и понемногу разваливалась до конца 90-х, когда ее наиболее интересный участок решили превратить в туристическое развлечение. К настоящему времени примерно 14 км путей находится в рабочем состоянии. На этом небольшом расстоянии поезд проходит 22 туннеля (от 10-ти метровых до полукилометровых) и 10 мостов.

Шарганская узкоколейка.
Один из множества туннелей.

Обычно поезд ходит два раза в день (в 10.30 и 13.25) от станции "Мокра Гора" до "Шарган Витаси", после чего возвращается обратно тем же путем с остановками в интересных местах.

Стserbia/srbанцмя "Шарган Витаси" - конечная станция маршрута.
Картинка без названия.
Картинка без названия.

Билеты продаются на станции за 500 динар (6,5 евро), маршрут занимает 2 -2,5 часа. Одну из остановок поезд делает на станции "Голубичи", которую режиссер Эмир Кустурица специально построил для съемок своего фильма "Жизнь как чудо".

"Голубичи" - Станция построена Э. Кустурицей.

Здесь же стоит порядком разломанный автомобиль-дрезина, принадлежавший Луке. Тот самый, который фигурировал в "Жизни как чудо" :)

"Голубичи".
Автомобиль из фильма "Жизнь как чудо".

После съемок режиссер не покинул Мокру Гору, основав на соседнем холме этнодеревню-отель "Мечавник", в котором в свободное время живет и сам. Основу Мечавника составляют выкупленные в разных районах Сербии и заново собранные здесь старинные деревенские постройки. Причем за счет новых экспонатов деревня постоянно расширяется. Вся деревня - это отель (однако на территорию пускают без вопросов). В небольших домиках расположены номера, в домах побольше - кинозал, ресторан, бассейн и выставочные залы. Улицы в деревне носят имена революционеров или известных актеров и режиссеров.

Этно-деревня "Мечавник".
Этно-деревня "Мечавник".
Этно-деревня "Мечавник".
Этно-деревня "Мечавник".
Этно-деревня "Мечавник".
Этно-деревня "Мечавник".
Этно-деревня "Мечавник".
Этно-деревня "Мечавник".

В галерее на тот момент были представлены, в основном, коллажи Андрея Будаева - антиамериканской и антинатовской направленности на темы Косово и лидеров боснийских сербов.

В галерее.
Картинка без названия.
Картинка без названия.
Картинка без названия.
Мокра Гора. Галерея..

Найти жилье в Мокрой Горе не составляет проблем, помимо Мечавника, прямо в здании железнодорожной станции есть мотель "Shargan" (правда он часто бывает заполнен), а в частных домах сдаются комнаты. Частные комнаты стоят около 1000 динар/ночь (13 евро). На ресепшине мотеля "Shargan" хорошо говорят по английски, к ним можно обратиться со всеми вопросами (помимо всего прочего, они знают расписание автобусов в Боснию). Так же в здании вокзала приятный ресторан с отличным нефильтрованным пивом "Романтика". Автобусы в Мокрой Горе только проходящие. Достаточно часто ходят автобусы Ужице-Вишеград, несколько раз в день есть рейсы до Сараево.

Мокра гора.
Картинка без названия.
Церковь в Мокрой горе.


Разделитель

2008-10-28 13:47:29   andrey:

чем-то неуловимо напоминает болгарию..... очень хочется...



2009-07-22 17:34:06   Игорь, сарordis:

Прикольно! Проходил годом раньше, практическим тем же маршрутом те же места! :) Отчёт с фотками тут http://forum.rc-mir.com/viewtopic1877516_0.html



2009-07-24 00:09:41   Евгений:

Спасибо! Отличные фото! Захотелось ещё раз побывать в Сербии



2009-08-17 22:52:12   Станислав:

Еду в сербию в сентябре. Добираюсь через тампере, ранайром, до франкфурта а там до Осиека (хорватия) и на автобусе до Белграда, бюджетно



2009-10-01 18:18:36   Alex:

wooow prosto super, oo4en haroshij ot4et i fotki super!
Ja v 2010 gadu v lete sabirajus pojehat iz Pragi v Serbiju s zajezdom v Kosovo cernu goru itd, kak mozno s vami svyazatsya, 4toby sprosit koje kakije voprosy? Moj email Mitrofanid4@gmail.ru napishiti pozalujsta.



2009-10-02 09:45:39   lesha:

Alex, проверьте пожалуйста правильность данного Вами адреса,
поскольку письма к вам не отправляются...
Или напишите Ваши вопросы здесь.
Или пришлите их на адрес alex_tikhonov@rambler.ru



2009-10-02 16:39:18   zoidberg:

Мнэ... не следует светить свои адреса в явном виде, так как они неминуемо попадут в базы данных спамеров и Вас завалят...

Вместо @ лучше ставить 'at' или 'dog'!



2010-05-26 01:36:28   al-kazilo:

в Нише- ещё и романский некрополь замечательный: или поздне- -очень.. римский- сразу за башней из черепов... направо вроде бы?



2011-02-27 17:33:39   Ольга:

Прекрасный отчет по Белграду, спасибо.



2013-02-03 16:30:57   Николай:

Спасибо за экскурсию! Летом погляжу на всю эту красоту своими глазами, а пока собираю информацию. Путешествуем с женой на машине.



Правый стоп Ваше имя: Левый стоп
Ваш комментарий:

Введите текст, который Вы
видите на картинке:

Искаженная надпись

Разделитель
Картинка из Футурамы
Спонсор cAAs.ru Арахно споры. Арахно споры - фатальные споры со смешным названием!

PageRank Яндекс ТИЦ Valid HTML 4.01 Transitional